Что такое система единых показателей?

Объединив свои многолетние наработки и опыт я выработала систему единых показателей для финансового учета
Вы не найдете описание этого метода в интернете.
Все о чем я здесь расскажу — результат большой работы по систематизации, создании таблиц, обработки данных и анализа множества компаний, где я внедряла данный метод.
Именно поэтому мой метод отличается от всего, что Вы видели раньше.
Когда Вы дочитаете эту статью до конца, Вы взгляните на финансовый учет совершенно другими глазами. Вы поймете, что масштабирование бизнеса это понятный и контролируемый процесс, когда Вам известны все ключевые метрики.
Сам по себе финансовый учет не ведет к росту бизнеса
Только не подумайте, что я говорю о какой-то волшебной схеме, внедрив которую в свой бизнес, вы решите все системные проблемы и автоматически начнете зарабатывать больше.
Задача финансового учета дать вам общую карту вашего бизнеса в виде конкретных цифр на основе фактов.
Когда я общалась с предпринимателями на бизнес конференциях, то поняла, что для них недостаточно только считать цифры. Ведь когда у вас есть множество классных табличек, их еще нужно регулярно заполнять данными. А когда вы измените какой-то процесс в компании, то вам скорее всего понадобиться новая табличка или иная интерпретация данных.
При этом вам нужно постоянно помнить, какая табличка за какие данные отвечает и как получить нужные показатели. Также вам нужно быть уверенным, чтобы при заполнении не сбилась никакая формула и показатели все еще верно считаются.
Я знаю предпринимателей, которые очень много времени тратят на заполнение и ведение отчетов. У них не только не хватает времени чтобы заниматься развитием бизнеса, им даже некогда думать о стратегии.
Чтобы система финансового учета работала эффективно, важно решить три основных задачи:

  • Упростить процесс внесения и обработки цифр вашего бизнеса
  • Автоматизировать обработку данных
  • Представить показатели бизнеса в удобном и понятном виде
Это позволит большую часть времени и сил тратить на создание и реализацию стратегии развития вашего бизнеса.
Если ваша система учета решает эти задачи, то скорее всего вы отлично знаете что происходит в вашем бизнесе и действуете опираясь на факты. И именно поэтому я говорю, что система единых показателей не является фактором роста вашего бизнеса сама по себе, но она существенно повышает вероятность успеха для принятой вами стратегии.
Дальше я расскажу подробнее о каждом пункте и о том, как это работает в крупных компаниях. Понимая цифры и на чем сфокусироваться, вы сможете расти на 35% за три месяца и даже больше, в зависимости от того, насколько быстро вы сможете реализовать стратегию, основанную на полученных данных.
Давайте будем честными
Бывает и такое, когда в цифрах навели порядок и стало видно истинное положение дел компании. Тогда единственно верным решением является закрытие бизнеса. Так бывает, когда компания убыточная, а в ближайшем будущем собственника ждет большой минус.
В таком случае собственник экономит время, деньги и нервы, которые может пустить на открытие нового бизнеса или направления, не дожидаясь серьезных проблем со старым.
Как вообще можно навести порядок в финансах своей компании?
Вот три самых распространенных способа наведения порядка в финансах:

  • Бесплатные шаблоны из интернета
  • Сервисы автоматизированного учета
  • Финансовый директор
Бесплатные шаблоны из интернета решают только одну задачу учета, а не обеспечивают комплексную систему.
Некоторые предприниматели уверены, что их компания слишком маленькая для ведения финансового учета. Они убеждены, что сначала им нужно нарастить оборот, а только потом начать задумываться о приведении финансов в порядок.
Это верно для тех, у кого оборот меньше 1 миллиона рублей в месяц.
Для таких компаний будет достаточно базовых шаблонов и знаний финансового учета, которые бесплатно есть в интернете.

Будьте осторожны, когда вам захочется построить систему учета на базе разных бесплатных шаблонов. Скорее всего вы потратите массу времени на объединение отчетов, занесение данных и поиск ошибок, вместо того, чтобы сосредоточиться на росте и наращивать выручку вашего бизнеса

Вот почему я рекомендую использовать шаблоны из интернета только для компаний с оборотом до 1 миллиона рублей в месяц и только в том случае, если у вас еще совсем нет никакого учета
Автоматизированные системы финансового учета подходят для небольших компаний, но они добавят ограничений по мере роста бизнеса
Сервисы автоматизированного учета, позволяют автоматически собирать основные данные вашего бизнеса и строить на их основе отчеты. Такие системы универсальны и подходят практически для любого бизнеса.
На первый взгляд это может показаться удобным решением, но только до того момента, когда вам понадобится гибкость или индивидуальная настройка.
Ваш бизнес все время растет и развивается, поэтому вам рано или поздно потребуются дополнительные метрики, отчеты, графики. Вы захотите больше информации для понимания своего бизнеса или доступ к отчетам с телефона.
Вам захочется контролировать бизнес так, как вам удобно.
Тогда вам не только нужно будет снова задуматься о построении финансового учета, но и о том, как перенести накопленные данные из одной системы в другую и не начинать все с нуля.
Вы можете взять финансового директора с опытом, но будьте готовы сначала хорошо потратиться
Обычно это происходит так:
  • Сначала вам нужно найти подходящего квалифицированного специалиста
  • Затем убедиться в его опыте и способности выстроить вам систему учета
  • Организовать рабочее место и дождаться пока система будет налажена
  • Понести дополнительные расходы на программистов и аналитиков
  • Найти еще одного человека, который будет забивать данные, потому что квалифицированный специалист этим заниматься не захочет
Очень повезло тем, кто прошел этот путь с первого раза.
Смог найти человека, способного оцифровать все имеющиеся данные и построить систему которая обеспечит контроль и развитие бизнеса. А теперь представьте, сколько это будет стоить, если учесть стоимость вашего времени, которое вы потратите на поиск и контроль специалистов, вместо развития бизнеса.
Дальше вы поймете как построить отчетность в бизнесе на основе системы единых показателей. Как усилить ваш бизнес с ее помощью, независимо от того в каком состоянии ваш финансовый учет находится сейчас.
Вот как это работает на конкретном примере
Часто у компаний занимающихся строительством или производством мебели ситуация выглядит так:
  • Непонимание, сколько приносит бизнес
  • «Минусовые» заказы
  • Рабочие не сдают заказы в срок
  • Нерегулярное заполнение таблиц отчетов
  • Непонимание, что нужно менять на основе данных
  • Нет понимания финансового результата компании за год или месяц
  • Ощущение, что в любой момент может произойти кассовый разрыв
Результаты компании по производству лестниц и дверей, когда собственник взглянул на свой бизнес с высоты благодаря системе единых показателей.
Зная основные показатели бизнеса, стало ясно с чем работать в первую очередь
Поэтому они:
  • Переключились на товары с наибольшей прибылью
  • Повысили цены на товары с «минусовой» прибылью
  • Прописали нормы расхода сырья и времени на изделие
  • Изменили систему мотивации сотрудников
В результате через 3 месяца:
  • Рост выручки на 123%
  • Рост чистой прибыли на 180%
  • Стоимость на сырье — минус 16%
  • Возросла скорость расчета заказов
  • Стали выполнять заказы в срок
  • Стали контролировать выполнение плана продаж

Любая компания ведет учет.
Важно, чтобы учет помогал бизнесу, а не усложнял его!
Скорее всего так или иначе вы считаете финансы своей компании.
Вам наверное знакомы такие предприниматели, которые ведут весь учет в тетради?
Они убеждены, что знают все свои цифры и им на все хватает. Но по какой-то причине они не готовы брать больше заказов. Они все время перестраховываются, чтобы хватило на зарплату сотрудникам и выплаты контрагентам.
А может быть вы знаете предпринимателей, которые стараются учитывать каждую цифру своего бизнеса?
Они скупают, скачивают или делают сами множество таблиц и шаблонов. Они бесконечно что-то внедряют и улучшают. Иногда кажется, что их больше интересуют таблицы, чем бизнес.
Не удивительно, что одно небольшое изменение в учете приходится повторять в нескольких местах, а потом надеяться, что нигде не закралась ошибка.

Такие предприниматели тратят массу своего времени на ведение и доработку учета. И они понимают, что не могут делегировать этот процесс, потому что только они понимают как все устроено.
Может показаться, что это две крайности, но я лично знаю предпринимателей, которые ведут учет таким образом.
Когда ваш финансовый учет выстроен по системе единых показателей, вы не запутаетесь в цифрах. На вас не будет нагонять тоску и убивать предпринимательский настрой, бесконечное заполнение огромных таблиц.
И вот почему:
Операции и данные по вашему бизнесу вы вносите один раз, в одно место по понятному шаблону
1
Вы просто вносите данные в одном месте и все. С этим справится любой офисный сотрудник.

Всего 15 минут в день нужно тратить на эту простую операцию, чтобы финансовый учет помогал росту вашего бизнеса.
Связь между внесенными данными, отчетами и ключевыми показателями выстроена логически
2
Именно здесь сердце системы единых показателей.
На основе внесенных данных автоматически рассчитываются показатели и отчеты по вашему бизнесу.
Вы используете именно те отчеты, которые подходят под ваши бизнес процессы. Отслеживаете те цифры, которые влияют на ваш рост.
Когда вы навели порядок в одной области вашего бизнеса и вывели показатели на желаемый уровень, то вы уже знаете куда дальше обратить внимание и на каких данных сосредоточиться, чтобы найти новые точки роста.
Даже если что-то пошло не так, вы в тот же день увидите как это повлияло на вашу компанию и скорректируете стратегию. Вам не нужно ждать конца месяца, а потом потратить еще 3 дня на сведение всех цифр, чтобы понять что произошло в вашем бизнесе и как это исправить.
Удобная и понятная визуализация ключевых показателей
3
Дашборд с ключевыми показателями бизнеса
Когда все цифры учтены, ключевые показатели определены, а отчеты формируются автоматически, остается только вывести главное в одно место и сделать так, чтобы данные можно было получать в любой момент и в любом месте.
С этой задачей прекрасно справляется дашборд, который как хороший костюм подогнан под ваши задачи и бизнес процессы.
Представьте, что в ходе деловых переговоров, возникает возможность удвоить прибыль от намечающейся сделки. Решение нужно принять быстро, а вы не уверены, что у компании хватит ресурсов. Тогда вы прямо на телефоне открываете дашборд и получаете доступ к необходимым цифрам, а значит можете принять взвешенное решение или изменить условия сделки

Только представьте, как взлетит ваш статус в глазах партнеров в этот момент!

Именно так, и никак иначе должен быть устроен финансовый учет в компании, которая планирует расти стабильно и системно.
Это работает для компаний, у которых много проектов или большой цикл сделки
Если ваш бизнес выполняет строительные или производственные заказы с большим циклом сделки. То вам знакомы ситуации с задержкой платежей или поставок материалов, из-за которых вы не успеваете в срок рассчитаться по собственным обязательствам.

Система единых показателей не только обеспечит порядок, определенность и рост вашего бизнеса. У вас появится понимание, как сократить издержки и где и взять ресурсы на большее количество проектов и заказов.
План-фактный анализ и график платежей поможет вам спланировать расходы и поступления и иметь точное представление как повлияют на ваш бизнес изменения денежных потоков в будущем

Расчет себестоимости, среднего чека, прибыли и баланса даст вам полное понимание экономики ваших проектов. Вы точно знаете что генерирует вам прибыль, а какие расходы нужно снизить как можно скорей.
Благодаря этим инструментам вы составите стратегию вашего бизнеса на 3, 6 и даже 12 месяцев вперед, четко понимая в каких границах вы можете двигаться и какой у вас запас прочности.

Даже если в мире снова произошла непредвиденная ситуация, вы не думаете о том, случится кассовый разрыв в этом месяце или следующем. Вам не нужно испытывать стресс перед неизвестностью, когда вы сводите цифры раз в месяц и не знаете что будет дальше.
Вы контролируете бизнес, а не он вас.
При этом у вас нет задачи разбираться в табличках и финансовой аналитике
Вам достаточно понимать только основы финансового учета, чтобы ориентироваться в значениях показателей и прогнозировать последствия решений.

В большинстве случаев, предпринимателю не нужно погружаться в детали и основу показателей. Не нужно ломать голову пытаясь разобраться в гигантских табличках.
Вам будет достаточно итоговых показателей, которые отражают состояние текущих дел
Поэтому я иногда говорю, что это как взлететь над своим бизнесом на самолете — вы не видите мелких деталей, но понимаете на что смотрите и что это значит для вас и вашего бизнеса. Это позволит экономить ваше время и силы, не заставляя погружаться в детали и при этом не теряя в точности принятия решений. Именно поэтому вам не нужно становиться мастером Excel, чтобы эффективно управлять бизнесом.
Вы видите главное и занимаетесь стратегией. Тем, что отличает предпринимателя от наемного рабочего.
Когда учет выстроен системно и логически правильно, то вести его становится легко и просто
Потому что вы точно понимаете для чего вы это делаете и какую пользу от этого получите. Когда финансовый учет построен по системе единых показателей, то его ведение становится простым и легким ритуалом на 15 минут в день.
Это как чистить зубы каждый день, только поможет вам зарабатывать больше.
Кстати, чистку зубов вы навряд ли захотите делегировать. Зато ведение финансового учета, который правильно выстроен и минимально зависит от вас, вы можете делегировать даже ассистенту. А свое личное время тратить только на просмотр отчетов и важнейших показателей.
Система финансового учета — это фундамент для кратного роста, а не наоборот
Если оборот вашей компании выше 1 миллиона рублей в месяц, то подумайте вот о чем: что, если у вас уже есть все возможности и даже средства, для того чтобы вырасти в 2, 3 или 5 раз? И вы могли бы ясно увидеть эти возможности, если бы знали как посчитать и куда посмотреть.
Что, если компанию с оборотом 100 миллионов от компании с оборотом 1 миллион отличает системность всех внутренних процессов и принятие решений на основе цифр?
Когда у вас есть система единых показателей, вы можете масштабировать бизнес без страха, что что-то сломается, а вы не узнаете что именно.
У вас есть фундамент, а значит есть понимание что делать и чего ожидать...